Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Увеличение налога с работодателей

Министерство финансов Российской Федерации выступило с предложением увеличить налоги для работодателей. Нововведение планируется ввести с 2019 года. Суть предложения состоит в следующем: установить для работодателей единый размер страхового взноса - 30 процентов от общего фонда оплаты труда. По подсчетам Министерства финансов, отчисления работодателей с зарплаты по такой схеме принесут государству в 2019 году до 470 миллиардов рублей. При этом Минфин не имеет намерения увеличить пенсионные права, и максимум для них остается прежний – 796 000 рублей.

Картина со страховыми отчислениями работодателя на сегодняшний день выглядит следующим образом: 30 процентов начисляемого работников дохода - размер страховых отчислений за сотрудников. 22 процента из них – это отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации; 2,9 процента и 5,1 процента отчисляются в фонды медицинского и социального страхования (ФОМС и ФСС). Та часть заработной платы, которая превышает размер в 796 000 рублей в год, облагается пониженным процентом - 15,1%. 10 процентов из них отчисляется в Пенсионный фонд РФ, а 5,1 процента - в фонд обязательного медицинского страхования. Необходимо отметить, что сумма в 796 000 рублей ежегодно индексируется.

Понятно, что государственная казна от предлагаемых нововведений только приобретет. А какие могут быть последствия для работников и для работодателей? Можно ожидать, что в  результате увеличения налогов часть работодателей снизят своим работникам зарплату. Еще какая-то часть прибегнут к увольнениям. Можно предположить, что работодатели также буду сокращать социальные расходы на персонал - траты на добровольное медицинское страхование работников и на льготные займы. Сокращение инвестиций, перевод части зарплат «в тень» - это тоже возможные реакции работодателей. Таким образом, в результате новой реформы  можно ожидать обострений отношений государства и бизнеса, работодателей и работников и, в конечном счете, – государства и граждан.

Отметим, что в отличие от большинства стран, где обязанность уплаты взносов поделена поровну между работодателями и работниками, в России все 30 процентов обязан платить работодатель. Эксперты высказывают мнение, что такое ситуация отчасти объясняется  политической выгодой для правительства. Большая часть населения, являющаяся наемными работниками и далекая от бюджетной политики, не связывает уровень своей зарплаты с налоговой нагрузкой на своего работодателя. Поэтому рост протестов наемных работников в ответ на повышение налогообложения работодателей гораздо менее вероятен, чем, например, в случае, если бы поднялись ставки налога на доходы физических лиц. Тут можно было бы ожидать так называемых «народных» бунтов. А работодатели отреагируют без масштабных волнений, но все то, о чем писалось выше (снижение зарплаты, увольнения, «теневая» экономика и т.п.) – это как раз и будет ответная реакция работодателей. Но коснется-то она в итоге рядовых граждан-работников нашей страны.

К тому же, производственные предприятия могут уменьшить объемы производящихся и реализуемых товаров и услуг, и как следствие,  существенно сократить доходную часть бюджета. Возросшая себестоимость производимых и реализуемых товаров, работ и услуг повлечет за собой и рост цен. Все эти экономические последствия вызовут усиление социальной напряженности.