Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Офисный этикет: основные правила

Вообще, воспитание либо есть, либо его нет вообще. Если правила поведения в обществе не привиты с детства, то в зрелом возрасте они практически не прививаются. Конечно, как себя вести – это личное дело каждого, но в коллективе пренебрежение этикетом может стать проблемой. Порой несоблюдение офисных «правил поведения», особенно в крупных компаниях с определенными традициями и развитой корпоративной культурой может вылиться в вопрос о сохранении рабочего места. Такой финал не очень-то интересен обеим сторонам (и работодателю, и самому работнику), а офисный этикет совсем не сложен, главное, его знать. Основные правила приводятся в этой статье.

1)      Правило знакомства. С новыми людьми, будь то коллеги из совершенно не соприкасающихся по работе отделов, знакомимся всегда. Младшие по должности или по возрасту или сами представляются старшим, или их представляют. Однако женщины по этикету сами не должны представляться первыми, исключение: знакомство пожилого сотрудника с очень молодой коллегой.

2)      Правило приветствия. Здороваться надо со всеми коллегами каждое утро и в течение дня. На вопрос о том, кто здоровается первым, есть ответ в том же этикете: здоровается первым тот, кто входит в помещение. Это правило действует всегда, даже если в кабинет вошел человек выше по должностному положению, то есть руководство. Хотя при встрече с начальством первым здоровается тот, кто ниже по должности.

3)      Правило стука в дверь. На самом деле, это правило действует только, если вы хотите войти в личные кабинеты. После того, как  человек вошел в личный кабинет, ему желательно дождаться приглашения сесть от хозяина кабинета либо сесть без приглашения, но только тогда, когда хозяин кабинета сядет сам. В дверь офиса, где работает больше трех человек, стучаться не обязательно.

4)      Правило телефонных звонков. Офисная жизнь подразумевает очень частое общение по телефону. Иногда сложно разобраться, как, например, поступить в ситуации, когда ведешь важный деловой разговор, а в это время надрывается рабочий телефон. И тут вам на помощь тоже придут правила этикета.

-  Если сотрудник на месте, но занят, трубку телефона ему  все равно нужно поднять и не позднее четвертого звонка. Если в это время разговаривать вы никак не можете (принимаете посетителя, выполняете срочное поручение и т.п.), то необходимо просто извиниться перед звонящим, при необходимости кратко обрисовать причину невозможности разговора и перенести звонок на другое, более удобное время.

-  Заканчивать беседу раньше того, кто звонил, не принято. Разумеется, могут быть и ситуативные исключения.

-  Если в процессе разговора телефонная связь прервалась, то перезванивает тот, кто позвонил.

5)      Кого пропускают первым. В жизни всегда первыми пропускают женщин, однако на работе это правило можно не соблюдать. Входит и выходит первым тот, кто находится в данный момент ближе к двери/выходу. Также можно не открывать дверь дамам-коллегам, это делается по желанию. Светский этикет рекомендует первым входит в лифт мужчинам, в офисной жизни, опять же, скидка на пол входящего не делается, и в лифт первой может вбежать и опаздывающая на совещание женщина.

6)      Дресс-код. Это отдельная и большая тема, ей посвящен уже не один материал на нашем сайте. В двух словах: в компании правилами внутреннего трудового распорядка обычно либо предусмотрен деловой стиль, либо нет, либо поддерживается в ряде случаев (встречи с клиентами, проверки из вышестоящих организаций и т.п.).  Если деловой стиль в компании предусмотрен, то для мужчин это костюм или строгий джемпер/кардиган, безрукавка с брюками, для женщин – тот же костюм (с юбкой или брюками), блузка, джемпер/кардиган. Цвета и фактура тканей спокойные, не кричащие. Туфли классические.

7)      Правила подарков. Тут единое правило для коллег, равных по служебному положению и для начальства: подарок на значимые даты должен быть нейтральным, не личным (то есть не косметика, белье, одежда и т.д.).  Это, как правило, сувениры, хорошие канцелярские принадлежности – все, что так или иначе связано с офисной жизнью. И еще: подарок (в том числе и руководству) не должен быть дорогим, иначе есть риск поставить одариваемого в неловкое положение.

 

Согласитесь, правила нехитрые. И ради любимой работы, которую не так-то просто найти, особенно в кризис, можно поработать над собой. Ведь гибкость и умение приспосабливаться к предлагаемым обстоятельствам играют не последнюю роль в успешности работника.