Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Когда распознать неуверенного в себе соискателя

Неуверенность – не самое плохое человеческое качество, но и злую шутку сыграть в один прекрасный момент сможет. Поиски работы и процесс собеседования – это то время и то место, когда неуверенность свою лучше не показывать. Не у всех и не всегда это получается, иногда нам кажется, что мы ведем себя уверенно, а наш собеседник так не считает. Хороший менеджер по персоналу по определению неплохой психолог, поэтому вычислить неуверенность по речи и поведению соискателя для него не составит труда.

Что же свидетельствует о неуверенности, даже когда человек пытается ее тщательно скрыть? Есть ряд так называемых  лингвистических маркеров, которые помогают вычислить неуверенность претендента на работу по его речи.

1)      Понижение голоса  (чтобы выглядеть более авторитетным) и использование высокопарных слов. Это происходит несознательно, особенно в трудных ситуациях, когда человеку кажется, что его речь звучит «неполноценно». Он  заимствует тип речи и манеру поведения из другой социальной группы, более престижной, на его взгляд.  Социологи даже ввели в употребление термин «лингвистическая неуверенность», который обозначает именно то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно.

2)      Самореклама. Если соискатель часто и много говорит о себе только в положительных тонах, рассказывает, какой он замечательный во всем, то это может свидетельствовать о комплексе неполноценности.  Уверенный в себе человек не будет активно рекламировать себя, ведь он считает, что за него говорят его дела и достижения, и свое место под солнцем он найдет в любом случае, не здесь – так в другом месте. В подкреплении этой теории можно привести результаты исследований ученых из Гарварда и университета Пенсильвании. Их выводы:  люди, находящиеся на периферии какой-либо группы, более склонны использовать слова, подчеркивающие их принадлежность к этой группе. Ключевые фигуры группы, наоборот, не стремятся демонстрировать свою причастность. Так, хороший пример с аэропортами: маленькие аэропорты намного чаще подчеркивают свой международный статус, чем аэропорты уровня Хитроу. Или показателен опрос студентов двух вузов из Лиги плюща – ассоциации восьми частных американских университетов с высоким качеством образования, расположенных в семи штатах на северо-востоке США. Группа студентов получили задание описать свои учебные заведения, и учащиеся менее престижного Пенсильванского университета подчеркивали так называемую «элитность» своего вуза гораздо чаще, чем студенты из Гарварда.

3)      Частое употребление местоимения «я» в рассказах об общем деле, например, об совместной работе с группой коллег. Вопреки расхожему мнению о том, что частое «яканье» свидетельствует о властности, нарциссизме и любви к вниманию, современные психологические наблюдения показывают, что частое «я» в речи собеседника - сигнал о подобострастии и униженности. В подкреплении этой теории психолог Джеймс Пеннибэйкер высказывает мысль о том, что человек с высоким статусом фокусируется на окружающем мире, а человек с низким статусом интересуется самим собой.

4)      Попытка говорить максимально правильно. Это относится к тем людям, для кого чистая рафинированная речь и безупречное произношение не является привычной и используется в определенные моменты, в том числе на собеседованиях. Такая попытка неуверенного человека говорить «не своей» речью может привести к тому, что, казалось бы, правильные грамматические формы иногда используются в неправильном контексте.

Таковы основные речевые особенности, по которым можно идентифицировать неуверенного в себе человека.

Также есть ряд речевых признаков, которые часто принимают  за маркеры неуверенности, а на самом деле они свидетельствуют совсем о других чертах характера:

1)      употребление слов-паразитов «ээээ», «вы знаете» и т.п. больше говорит о честности и открытости собеседника, нежели об его неуверенности;

манера произносить утвердительное предложение с вопросительной интонацией и надтреснутый голос. Как правило, это характеризует человека как энергичного и новатора.